В основе суверенитета - экономическая безопасность. Это
постоянно подчеркивает Президент и ориентирует на то, чтобы по-максимуму
производить и использовать свое, белорусское.
Это касается и уровня локализации белорусских авто.
Премьер-министр оценил сделанное на заводе под Борисовом. На сегодня много
свободных ниш для наших предприятий по автокомпонентам. Главная цель - выпуск
до 100 тыс. легковых авто в год.
Под это уже разрабатывается документация по строительству
дополнительных мощностей. Параллельно занимаемся и собственным электрокаром.
Многие важные системы уже освоены.
Светлана Лукьянюк - о планах и возможностях.
Легковой автомобиль - это массовое производство и всегда
высокие требования к качеству. Потому что в ином случае машину просто не купят.
Водитель выбирает сам и по кошельку, и по начинке.
Сейчас на заводе под Борисовом делают и бамперы. Эта линия
открылась 2 месяца назад. Посчитали, что треть в цене - это транспортные
расходы. Прямые инвестиции из Китая - и проект стартовал.
Сегодня их показали премьер-министру. В день здесь могут
выпускать более тысячи бамперов. Но понятно, заводу легковых авто пока столько
не нужно.
Изучать спрос других производителей машин нужно, как и
активнее работать с предприятиями по деталям и компонентам. Ведь только в 2024 году
продано в Беларуси с этих линий 30 тыс. машин. А дальше будет больше. Цель -
сотня.
Ссылки на то, что нет нужного оборудования и не всегда легко
вписаться в целевую цену - не аргумент. Как пример, затронули нужные и световые
приборы. Есть предприятие в Руденске, но ответа о готовности их выпускать нет.
"Надо быстрее раскачиваться. Это мегаприоритетная
задача. Вы же знаете все требования - и Президента, и наши, - отметил
премьер-министр. - Раскачка идет очень медленно. Может быть, для директора
предприятия это и неважно, но для Министерства промышленности это приоритетная
и стратегическая задача".
Задача стратегическая и выпуск собственного электрокара.
Продажи экспортных моделей показывают, что спрос есть. В 2024 году продали 5
тыс. электричек. Дальше будет больше. Сегодня показали новую модель. Импортную.
С октября она в продаже. А сегодня за рулем был премьер-министр.
Ждет такой же и свой электромобиль. И важные шаги здесь
сделаны. Освоено производство наиболее важных систем электромобиля.
Роман Головченко подчеркнул, что поставлены очень серьезные
технические задачи по освоению производства наиболее емких элементов и систем
электромобилей для белорусского электрокара: "Это инвертор, тяговый
двигатель, батарея. Также нам необходим программно-аппаратный комплекс, который
управляет в целом всей электроникой, электрикой автомобилей. К нему еще пока
только подходим. Но если будут выведены на стадию серийного производства эти элементы
и уже с какими-то другими, допустим, добавлением импорта, то тогда можно уже
будет, не стесняясь, называть этот электромобиль отечественным. И сейчас мы уже
очень близко подошли к стадии предсерийных испытаний.
Первичные тесты опытно-промышленной
партии на безопасность всех элементов до конца года. А дальше подключатся и
другие тестировщики.
После испытаний на высший бал следующий этап - серийное
производство этих важных систем. Но перед ним важно просчитать и экономическую
эффективность проекта, где завязаны и финансы, и технологии, чтобы проект был
рентабельным.